?

Log in

No account? Create an account
Наглый студент - Почти что за спиной... [entries|archive|friends|userinfo]
Почти что за спиной...

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Наглый студент [Nov. 9th, 2006|12:41 am]
Почти что за спиной...
Сэр Эрнест Резерфорд, президент Королевской Академии и лауреат Нобелевской премии по физике, рассказывал следующую историю, служащую великолепным примером того, что не всегда просто дать единственно правильный ответ на вопрос.

Некоторое время назад коллега обратился ко мне за помошью. Он собирался поставить самую низкую оценку по физике одному из своих студентов, в то время как этот студент утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба, преподаватель и студент согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра; выбор пал на меня.

Экзаменационный вопрос гласил: «Объясните, каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра». Ответ студента был таким: «Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной веревке, а затем втянуть его обратно и измерить длину веревки, которая и покажет точную высоту здания».

Случай был и впрямь сложный, так как ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области.

Я предложил студенту попытаться ответить еще раз. Дав ему шесть минут на подготовку, я предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут он так и не написал ничего в экзаменационном листе. Я спросил его, сдается ли он, но он заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и он просто выбирает лучшее.

Заинтересовавшись, я попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведенного срока. Новый ответ на вопрос гласил: «Поднимитесь с барометром на крышу и бросьте его вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу L = (a*t^2)/2, вычислите высоту здания».

Тут я спросил моего коллегу, преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и я попросил его открыть их нам.

«Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра», начал студент. «Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.»

«Неплохо», сказал я. «Есть и другие способы?»

«Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берете барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.»

«Если вы хотите более сложный способ», продолжал он, «то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться в вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.»

«Наконец», заключил он, «среди множества прочих способов решения проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего зданием и скажите ему: «Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания».

Тут я спросил студента — неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Он признался, что знал, но сказал при этом, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.

Студентом этим был Нильс Бор (1885–1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г.
via kir1!
linkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: panda_snapper
2006-11-09 01:25 am (UTC)

просто

великолепно
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ne_skazu
2006-11-09 03:26 am (UTC)
Класс.
Просто класс.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _haldyr_
2006-11-09 03:58 am (UTC)
Баян. Но такие вещи изредка освежить в памяти стоит :)
Где-то еще было 40 способов измерения высоты башни с помощью барометра.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: vladbunim
2006-11-09 05:08 am (UTC)
Вот так узнаются гении...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gremlyk
2006-11-09 05:08 am (UTC)

простите в физике не сильна...

а общеприянтое решение какое?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: chva
2006-11-09 05:19 am (UTC)

Re: простите в физике не сильна...

Разница показаний барометра на земле и на крыше. Давление от высоты зависит по такой формуле:

p1=p0*exp(-x*ln10/18400), где x -высота, p0 и p1 — давление на уровне моря и на этой высоте. Зная p0и p1 можно найти и x. Нужен точный барометр, однако.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: olga_v
2006-11-09 05:29 am (UTC)
:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: graph
2006-11-09 06:25 am (UTC)
Про Бора помню другую чудную историю, из времен, когда он уже был маститым и нобелевским. Приехали к нему в гости физики в Копенгаген, вечером пошли гулять. По ходу обсуждали последние голливудские боевики, в одном из которых главный герой бодро взбирался по стене здания. Заспорили, насколько это возможно.

По дороге попалось какое-то здание с ребристой стеной, и Бор и еще один физик с целью наглядно разрешить спор бодро полезли по стене вверх, цепляясь за уступы. Через несколько минут всех повинтила полиция, т.к. здание оказалось национальным банком... :)

Из книги про Ландау запомнилось, что когда Бор приезжал в МГУ, его переводил Ландау. Фразу Бора "Я никогда не стесняюсь сказать ученикам, что Я дурак", Ландау перевёл так: "Я никогда не стесняюсь сказать ученикам, что ОНИ дураки", что дало повод кому-то пошутить, что в этом - фундаментальное различие школ Бора и Ландау... :)
(Reply) (Thread)
From: ex_expounder547
2006-11-09 07:04 am (UTC)
кто-то это Капица П.Л.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: 9907
2006-11-09 08:01 am (UTC)
Хорошая история :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: solokha
2006-11-09 08:07 am (UTC)
Классная история. Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mielga
2006-11-09 09:05 am (UTC)
Интересно) Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kazan_love
2006-11-09 09:17 am (UTC)
Потрясающая история! Класс! Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: hagazuss
2006-11-09 10:02 am (UTC)
STUDENT RURILL TRAVU
но резерфорд так и не догадался
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: esfrodl
2006-11-09 10:23 am (UTC)
Да, старая, но хорошая, история.

Ж8)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sirelda
2006-11-09 10:38 am (UTC)
фызыкы шутить изволят... %)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ari_sha
2006-11-09 11:09 am (UTC)
отличная история, мне её репетитор по физике рассказывал =) спасибо, что напомнили
(Reply) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>